четверг, 30 января 2014 г.

1812

Как это обычно бывает, идея, возникшая в голове совершенно внезапно, лишила сна и покоя.

Кутузов никогда не привлекал меня как исторический персонаж. Его мифологизированный образ представлялся несколько «однобоким». Но при более детальном изучении его биографии выяснилось много интересного.
Генерал-фельдмаршал  светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский… Человек, дважды получивший пулевое ранение в голову, и почивший в возрасте 67 лет. Царский угодник и опальный полководец. Главнокомандующий, в чьем военном таланте сомневались многие прославленные русские генералы.  Грозный старец, сдавший историческую столицу врагу, и спасший Отечество.
Кутузов оказался весьма неоднозначной фигурой. А с такой всегда интересно работать как историку, так и художнику. 
Теперь был персонаж, была тема, но не было содержания. Так на сцену был введен антагонист – Наполеон Бонапарт.
 "Я выше и  похвал, и славы, и людей!"

Главным источником вдохновения послужил фильм «Кутузов» (1943г.).  В процессе подготовки, мною были просмотрены и «Война и мир», и «Гусарская баллада», но именно образ Алексея Дикого стал для меня знаменательным. Кутузов в этом фильме представлен как энергичный главнокомандующий, дипломатичный и хитрый стратег.
Именно в этом фильме Кутузов впервые появляется с повязкой, 
исторических свидетельств о том, что он действительно носил ее, не сохранилось.

Наполеон в исполнении Семена Межинского (а это была одна из его 6 ролей в кино) получился также блестяще. А какой там невероятный Багратион (Серго Закариадзе)…Но об этом потом.
Оба полководца были весьма скупы на эмоции.

Таким образом, был выбран облик персонажей, к внешней схожести с которыми нужно было стремиться. Но тут же возник следующий вопрос. Делать ли историческую реконструкцию или стилизацию? Оценив имеющиеся данные, было решено в пользу последней.
Разработка концепции стала совместной работой тех.директора, крафтера, и собственно горе-фотографера в лице будущего полководца. Так были сделаны аксессуары, костюмы, продуман грим и ход съемки.
Первая попытка "старящего" грима. 
На верхнем правом фото напоминаю себе спившегося и постаревшего Онегина.

Как из двух лаврентьевских пиджаков тех.директор сотворил чудо.

Для меня было важно сделать стилизацию символичной. Показать дух полководцев, отдельные биографические факты, эволюцию их чувств и намерений в ходе военной кампании 1812 года.
Я не считаю своего зрителя не способным отыскать и разгадать символы, но в качестве примера привожу следующий разбор: 
Верхнее фото собственно наш орден, который представляет собой симбиоз ордена св.Анны(Кутузов был награжден им за бой с турками под Очаковым), который носился по традиции на правой стороне груди, и медали "В память Отечественной войны 1812", учрежденный в 1813 г. На её аверсе изображено «всевидящее око» (неканоническое изображение Троицы). Этот же знак отсылает нас к биографическому факту - Кутузов состоял в масонской ложе. 

Идет Кутузов бить французов!

Ранним зимним утром Кутузов в сопровождении свиты из Наполеона и тех. директора решительной походкой направился к опушке соснового бора.
День съемки было предопределен исторически, он совпал с днем бегства Наполеона из России.
Первым под дуло объектива попал Наполеон, легкий морозец и сильный ветер не смутил фотомодель: лицо было непроницаемым и хмурым. Еще бы! Впереди позор отступления французских войск.    
Тех.директору предстояло большое испытание: сделать фотографию Кутузова, если учесть, что новая камера оказалась в руках впервые. А ведь хотелось сделать быстро и качественно, но с этим не повезло, пришлось померзнуть, пока тех.директор понял термин: «Я не в фокусе, еще ррраз!».  
Отогревшись в автомобиле, Наполеон был готов снова сниматься. Началось очередное творческое мучение тех.директора: руки, ноги, головы все одновременно должно быть «в фокусе», но как все запихать в один маленький фокус, когда два персонажа смотрят в один большой объектив?!

Рискуя нарваться на штраф за разведение огня в лесу, группа приступила к решающему моменту: «сожжению Москвы». При создании фотографии Кутузова   с факелом, на помощь пришел отец полководца – главный пиротехник фотосетов. Первый факел бездарно сгорел. Второй загорелся ярким пламенем и под крики тех.директора: «Факел ближе к лицу!!!» и возгласы пиротехника: «Она же сгорит!!!» были сделаны несколько снимков.
Пожарище, оставленное после съемок, производило неизгладимое впечатление. Судьба Наполеона была предрешена…  

Результат до/после обработки:

Серия обрабатывалась под девизом: "За фразой "и немедленно выпил", следует полторы страницы чистейшего мата".



Выражаю огромную благодарность тех.директору, пиротехнику, крафтеру, и морозостойкой модели за проделанную работу! 

p.s.
Портрет кисти Джорджа Доу
Я старый солдат  и не знаю слов любви... Гусары молчать! Но князь Багратион… Как живой он глядит со своего посмертного портрета. Красавец. Герой. Настоящий орел.
Мне бы очень хотелось поработать с его образом, но т.к. он обладал очень фактурной внешностью, непросто найти что-то близкое.
Я знаю человека, которому этот образ подошел, по всем внешностно-возрастным параметрам, но т.к. он не согласится, то пусть Багратион останется лишь моей эфемерной мечтой…фотографической.
Еще было бы интересно поработать с образами Надежды Дуровой, и Александра Тучкова (4-го).
Это я все к тому, если вы обладаете схожестью с вышеперечисленными персонажами, то непременно напишите мне. Споемся!

Комментариев нет:

Отправить комментарий