Как
это обычно бывает, идея, возникшая в голове совершенно внезапно, лишила сна и
покоя.
Кутузов
никогда не привлекал меня как исторический персонаж. Его мифологизированный
образ представлялся несколько «однобоким». Но при более детальном изучении его биографии
выяснилось много интересного.
Генерал-фельдмаршал светлейший князь
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский… Человек, дважды получивший пулевое ранение в
голову, и почивший в возрасте 67 лет. Царский угодник и опальный полководец. Главнокомандующий, в чьем военном таланте
сомневались многие прославленные русские генералы. Грозный старец, сдавший историческую столицу врагу, и спасший
Отечество.
Кутузов оказался весьма неоднозначной фигурой. А с такой всегда интересно работать как историку, так и художнику.
Теперь был персонаж, была тема, но не было содержания.
Так на сцену был введен антагонист – Наполеон Бонапарт.
"Я выше и похвал, и славы, и людей!"
Главным источником вдохновения послужил фильм «Кутузов»
(1943г.). В процессе подготовки, мною
были просмотрены и «Война и мир», и «Гусарская баллада», но именно образ
Алексея Дикого стал для меня знаменательным. Кутузов в этом фильме представлен
как энергичный главнокомандующий, дипломатичный и хитрый стратег.
Именно в этом фильме Кутузов впервые появляется с повязкой,
исторических свидетельств о том, что он действительно носил ее, не сохранилось.
Наполеон в исполнении Семена Межинского (а это
была одна из его 6 ролей в кино) получился также блестяще. А какой там
невероятный Багратион (Серго Закариадзе)…Но об этом потом.
Оба полководца были весьма скупы на эмоции.
Таким
образом, был выбран облик персонажей, к внешней схожести с которыми нужно было
стремиться. Но тут же возник следующий вопрос. Делать ли историческую
реконструкцию или стилизацию? Оценив имеющиеся данные, было решено в пользу
последней.
Разработка
концепции стала совместной работой тех.директора, крафтера, и собственно
горе-фотографера в лице будущего полководца. Так были сделаны аксессуары,
костюмы, продуман грим и ход съемки.
Первая попытка "старящего" грима.
На верхнем правом фото напоминаю себе спившегося и постаревшего Онегина.
Как из двух лаврентьевских пиджаков тех.директор сотворил чудо.
Для
меня было важно сделать стилизацию символичной. Показать дух полководцев, отдельные биографические факты, эволюцию их чувств и намерений в ходе военной кампании 1812 года.
Я
не считаю своего зрителя не способным отыскать и разгадать символы, но в качестве
примера привожу следующий разбор:
Верхнее фото собственно наш орден, который представляет собой симбиоз ордена св.Анны(Кутузов был награжден им за бой с турками под Очаковым), который носился по традиции на правой стороне груди, и медали "В память Отечественной войны 1812", учрежденный в 1813 г. На её аверсе изображено «всевидящее око» (неканоническое изображение Троицы). Этот же знак отсылает нас к биографическому факту - Кутузов состоял в масонской ложе.
Верхнее фото собственно наш орден, который представляет собой симбиоз ордена св.Анны(Кутузов был награжден им за бой с турками под Очаковым), который носился по традиции на правой стороне груди, и медали "В память Отечественной войны 1812", учрежденный в 1813 г. На её аверсе изображено «всевидящее око» (неканоническое изображение Троицы). Этот же знак отсылает нас к биографическому факту - Кутузов состоял в масонской ложе.
Идет Кутузов бить французов!
Ранним зимним утром Кутузов в
сопровождении свиты из Наполеона и тех. директора решительной походкой направился к
опушке соснового бора.
День
съемки было предопределен исторически, он совпал с днем бегства Наполеона из
России.
Первым
под дуло объектива попал Наполеон, легкий морозец и сильный ветер не смутил
фотомодель: лицо было непроницаемым и хмурым. Еще бы! Впереди позор отступления
французских войск.
Тех.директору
предстояло большое испытание: сделать фотографию Кутузова, если учесть, что новая
камера оказалась в руках впервые. А ведь хотелось сделать быстро и
качественно, но с этим не повезло, пришлось померзнуть, пока тех.директор понял
термин: «Я не в фокусе, еще ррраз!».
Отогревшись
в автомобиле, Наполеон был готов снова сниматься. Началось очередное творческое
мучение тех.директора: руки, ноги, головы все одновременно должно быть «в
фокусе», но как все запихать в один маленький фокус, когда два персонажа
смотрят в один большой объектив?!
Рискуя
нарваться на штраф за разведение огня в лесу, группа приступила к решающему
моменту: «сожжению Москвы». При создании фотографии Кутузова с факелом, на помощь пришел отец полководца –
главный пиротехник фотосетов. Первый факел бездарно сгорел. Второй загорелся
ярким пламенем и под крики тех.директора: «Факел ближе к лицу!!!» и возгласы
пиротехника: «Она же сгорит!!!» были сделаны несколько снимков.
Пожарище,
оставленное после съемок, производило неизгладимое впечатление. Судьба
Наполеона была предрешена…
Результат до/после обработки:
Серия обрабатывалась под девизом: "За фразой "и немедленно выпил", следует полторы страницы чистейшего мата".
Выражаю огромную благодарность тех.директору, пиротехнику, крафтеру, и морозостойкой модели за проделанную работу!
p.s.
Портрет кисти Джорджа Доу
Я старый солдат и не знаю слов
любви... Гусары молчать! Но князь Багратион… Как живой он глядит со своего посмертного портрета.
Красавец. Герой. Настоящий орел.
Мне бы очень хотелось поработать с его образом, но т.к. он обладал очень фактурной
внешностью, непросто найти что-то близкое.
Я
знаю человека, которому этот образ подошел, по всем внешностно-возрастным
параметрам, но т.к. он не согласится, то пусть Багратион останется лишь моей
эфемерной мечтой…фотографической.
Еще
было бы интересно поработать с образами Надежды Дуровой, и Александра Тучкова
(4-го).
Это я все к тому, если вы обладаете схожестью с вышеперечисленными персонажами, то непременно напишите мне. Споемся!
Это я все к тому, если вы обладаете схожестью с вышеперечисленными персонажами, то непременно напишите мне. Споемся!
Комментариев нет:
Отправить комментарий